Лисичанская ТРК «Акцент»: кто кому захватчик?
На освобожденных территориях Донбасса начинаются серьезные конфликты за контроль над телерадиокомпаниями. Вещатели, которые во время боевых действий были покинуты руководством и сотрудниками, после освобождения территорий перешли под контроль штабов АТО. Но перед выборами действующие собственники решают вернуть себе свои СМИ и, при поддержке вооруженных лиц, пытаются выгнать тех, кто обеспечивал в последние месяцы эфир контентом, но кого они считают рейдерами. Похоже, именно такая ситуация сложилась в лисичанской ТРК «Акцент»…
В субботу, 11 октября, к зданию ТРК «Акцент» в городе Лисичанске Луганской области подъехала группа неизвестных вооруженных людей в автобусе с надписью «Батальон “Айдар”». Об этомсообщило интернет-издание «Сегодня в Северодонецке». Эти люди попытались захватитьпомещение, ссылаясь на то, что якобы получили обращение окружной избирательной комиссии.
В обращении окружного избиркома, копия которого есть в распоряжении «Телекритики», речь идет о том, избирком не имеет возможности обеспечить предоставление эфирного времени политическим партиям и кандидатам в народные депутаты в эфире ООО «ТРК “Акцент”». Ссылаясь на руководство ТРК, избирком сообщает, что в настоящее время принадлежащее ТРК помещение захвачено неизвестными лицами, которые не допускают представителей ТРК в принадлежащие ей помещения. Избирком попросил военное командование предоставить помощь в «освобождении и охране незаконно захваченного неизвестными людьми здания ТРК».
Когда здание ТРК «Акцент» приехали «освобождать» вооруженные люди, в помещении находились волонтеры представителя командования АТО в Лисичанске Виталия Шведова – медиагруппа, состоящая из трех человек. Именно они с конца августа собственными силами пытаются наполнять эфир и готовить ежедневный выпуск местных новостей в эфире ТРК «Акцент». По их словам, они обеспечивают деятельность телерадиокомпании, пока отсутствует ее руководство и другие сотрудники.
О том, каким образом волонтеры начали работать в ТРК, чем они там занимаются и каково их мнение о событиях 11 октября, «Телекритике» рассказал волонтер медиагруппы штаба АТО в Лисичанске Александр Кобзарь.
– Александр, давайте восстановим хронологию. Как работала ТРК «Акцент» по время оккупации Лисичанска. Ее захватили сепаратисты?
– Нельзя сказать, что захватили… Скорее взяли под контроль. Уже с конца мая в эфир ТРК «Акцент» стали выходить сюжеты с просепаратистским уклоном. Перед донбасским референдумом уже пошли месседжи а-ля «Лисичанск – это не Украина», транслировались сессии сепаратистского парламента. В эфире выступал командир боевиков Алексей Мозговой, призывая всех вступать в «ополчение». Понятное дело, что все это пускали в эфир не сепаратисты – как бы они это технически освоили? Это снимали операторы канала, писали в студии, монтировали на компьютерах ее сотрудники. Они не уволились, знали, что делают, понимали, что происходит.
После того, как Лисичанск освободили (25 июля. – ТК), коллектив ТРК «Акцент» разбежался, прихватив с собой практически все имущество телерадиокомпании. Все камеры, всю монтажную технику, эфирные компьютеры с микшерами и программным обеспечением Forward. По моим подсчетам они забрали аппаратуры на 200 тысяч гривен. Осталось 3-4 компьютера компьютера, и мы теперь выкручиваемся как можем, за свой счет и допотопными методами.
– Как образовалась ваша медиагруппа штаба АТО в Лисичанске?
– После того, как коллектив ТРК «Акцент» бежал, все это обнаружилось прокуратурой и СБУ. Письмом секретаря горсовета Михаила Власова компания «Акцент»- до назначения в установленном порядке руководителя – была передана под попечение представителя командования АТО в Лисичанске Виталия Шведова.
Днем в его помещении находимся мы – волонтеры, а ночью его охраняет местная милиция. Мы пытаемся наполнять эфир, давать хоть какие-то местные новости, чтобы успокоить людей, которые очень часто, слыша взрывы, начинают паниковать, что война возвращается. По сути, мы здесь ждем, пока назначат нового директор, а дело с этим что-то затянулось.
– Кто входит в эту медиагруппу?
– Нас всего трое. Это журналисты Иван Полупанов и Виктория Васильченко, которые раньше работали на ТРК «Ирта», и я. Я по профессии инженер по оптимизации производства, какое-то время работал телеоператором. А здесь как волонтер занимаюсь и монтажом, и съемкой, и всеми компьютерными технологиями. У нас бывают сложности, но в целом удается сделать так, чтобы ТРК «Акцент» работала.
– Когда вы начали работать над эфиром ТРК «Акцент»?
– В помещение мы, волонтеры, зашли в начале августа, но какое-то время ушло на ремонт аппаратуры. Я чинил компьютеры и передающую аппаратуру… Вещаем мы с 28 августа. Вначале мы договорились о сквозном сигнале телеканала «Эспресо TV» («Эспресо TV начал вещание на частотах ТРК «Акцент» с 8 августа. – ТК), мы только делали программу местных новостей. В пятницу, 10 октября, за день до попытки нас захватить, я связался с Романом Скрыпиным из «Громадського ТВ» и мы договорились о том, что будем транслировать «Громадське». Теперь их контент занимает большую часть эфира, но есть и сюжеты «Эспресо TV», и наши новости. Нам важно показывать «Громадське» еще и потому, что они поднимают темы и про наших депутатов, того же Сергея Дунаева (народный депутат от Лисичанска. – ТК), который сейчас баллотируется как мажоритарщик. Хотим давать еще какую-то картинку кроме новостей.
– Как трем людям без техники удается готовить ежедневную программу новостей?
– Все – своими средствами и силами. В 18:30 каждый день у нас выходит новостной блок. Бывают, конечно, накладки, если не успеваем что-то сделать, элементарно бензина нет, чтоб доехать до офиса… Если не успеваем, переносим эфир, выходим на следующий день. Однажды поехали на съемку и попали под минометный обстрел, но сюжет сделали. Просто очень важно рассказывать местным новости о городе, о работе наших волонтеров из штаба АТО, о том, как в останавливается Лисичанск, и какие еще есть проблемы.
У людей после оккупации часто возникает паника. Вот позавчера, допустим, в 15 километрах от города снова стреляли грады – слышно было хорошо. Люди паникуют, что снова возвращается война. Приходится рассказывать, разъяснять что и как. Однажды наша медиагруппа попала под минометный обстрел, мы прятались в блиндажах, но сделали сюжет. Делаем то, что должны делать нормальный коллектив за деньги.
Отдельная тема – технические возможности. Как я сейчас эфир выпускаю – это смешно, конечно. Это напонимает работу на региональном телевидении лет 10 назад, если не больше. Обычный компьютер, видеовыход на монитор – потом на передающую аппаратуру…Мы используем китайский оцифровщик за 100 гривен – да, качество страдает, но это лучше, чем ничего. Обычный программный видеомикшер на компьютере, который слабый и зависает. Но как-то делаем, как-то выбираемся.
Лисичанску повезло, что наша телевышка не была повреждена и стоит на высокой точке. Она распространяет сигнал на 60 километров. Раньше, в советское время, их и располагали на расстоянии 60 километров друг от друга. Сейчас работающие вышки есть у нас, в Стаханове, ну и Луганская – она под властью сепаратистов.
– Что вы думаете о попытке захвата ТРК «Акцент»?
– Это не первый раз нам угрожают. В самом начале нашей работы – в конце августа, уже была попытка захвата, «Громадське» выпускало небольшой сюжет.
Я считаю, что за всем этим стоит депутат Сергей Дунаев. Он привык к публичности, раньше с ним постоянно ходил человек с камерой – во время его визитов в школы или еще куда-то. Все это показывали по коммунальному телевидению, об этом активно писали в коммунальных газетах. ТРК «Акцент» принадлежит ему на 49%, но сейчас прокуратура будет выяснять, законно ли он ими обладает.
Справка:
До 2010 года ТРК «Акцент» была коммунальным предприятием, принадлежащим Лисичанскому городскому совету. В ноябре 2010 года, когда мэром Лисичанска был Сергей Дунаев, КП было ликвидировано, его правопреемником является ООО «ТРК “Акцент”». В этой компании, по данным единого госреестра, 51% уставного капитала владеет Лисичанский городской совет, а 49% – ООО «Энергетическая инвестиционная компания». Ее конечными владельцами, в свою очередь, являются Сергей Дунаев и члены его семьи. В 2012 году господин Дунаев был избран народным депутатом по мажоритарному округу № 107 в Лисичанске, ныне он баллотируется на внеочередных парламентских выборах по этому же округу.
Видимо, ощущая вакуум, видя, что его деятельность перед выборами никак не освещается в СМИ, Сергей Дунаев решил вернуть себе телекомпанию. Сначала были угрозы, потом он блокировал назначение директора – пошел по пути «раз не мне, значит, никому».
Лично мы очень хотим, чтобы, наконец, назначили директора. Долги ТРК растут, взять хотя бы элементарные платежи за свет. СМИ полноценно не работает. По этому поводу мы ходили в горсовет, обращали внимание депутатов на это. Но у Дунаева там свое влияние. И через окружную комиссию, он как-то обратился к батальону «Айдар». Большой вопрос – почему не в милицию, сейчас органы как раз с этим разбираются. Теперь, как мне кажется, в «Айдаре» поняли, в какую глупость они ввязались. О том, что за этим стоит Дунаев, свидетельствует и то, что в субботу вместе с «айдаровцами» мы видели в машине его помощника Евгения Байрамова.
Насколько нам известно, они хотят официально уволить бывшего директора, а бухгалтера, которая при сепаратистах занимала должность и.о. директора, планируют поставить директором. Мы вчера, 13 октября, вечером проверяли информацию в едином государственном реестре предприятий, и там все было по-старому, а уже сегодня (14 октября. – ТК) утром там появилась загадочная должность и.о. директора, на которую назначили бывшего бухгалтера Анастасию Пазыняк (согласно данным единого госреестра, Анастасия Пазыняк временно исполняет обязанности руководителя ООО «ТРК “Акцент”» с 7 октября. – ТК).
Мы будем пытаться всему этому противодействовать, так как считаем, что все должно бать цивилизованно, официально. Пусть депутаты на сессии назначат директора, а не ночью втихаря, пусть подпишут контракт, и предприятие наконец нормально заработает.
О попытке захвата мы, как нормальные граждане, которые тут находятся на законном основании, написали заявление в милицию. Уголовное дело уже возбуждено, следствие будет вести военная прокуратура. Вскоре нас официально признают потерпевшими.
Хочется верить, что все законно разрешится. С другой же стороны, говорят, сегодня нас снова будут захватывать… Но сюжет о захвате мы уже подготовили, там детально все рассказываем.
***
В свою очередь Анастасия Пазыняк подтвердила «Телекритике» свое назначение на должность руководителя ТРК. Она назвала людей, которые там работали последний месяц, рейдерами. «Да, меня назначили 7 октября руководителем. Была сессия горсовета, а также собрание соучредителей. Рейдерский захват предприятия произошел больше месяца назад. Там работали рейдеры, фамилии которых я пока не стану называть. Мы еще до конца не знаем, кто за этим стоит. Мы сегодня (14 октября. – ТК) с ними разбирались, был неприятный разговор, нам удалось их с предприятия выдворить. Завтра у нас состоится собрание с соучредителями, будет известно больше информации, и я смогу вам рассказать детали завтра», – сообщила она.
«Телекритика» пытается связаться с народным депутатом и совладельцем ТРК «Акцент» Сергеем Дунаевым, чтобы узнать его точку зрения на происходящие вокруг ТРК события и прояснить его участие в них.
Также мы обратились в окружную избирательную комиссию № 107 (Лисичанск), на обращение которой ссылались «айдаровцы», участвовавшие в перезахвате ТРК. В ОВК заявили, что не дают комментариев по телефону, и предложили приехать лично. «Телекритика» направит соответствующий запрос по факсу.
Комментируя в сюжете ТРК «Акцент» участие батальона «Айдар» в попытке перезахвата ТРК «Акцент» 11 октября, уполномоченный штаба АТО в Лисичанске Виталий Шведов рассказал, что после переговоров бойцы оставили телеканал. «Было установлено, что это якобы подразделение «Айдар», руководимое помощником народного депутата Байрамовым, который сказал, что они собираются закрепиться, расположится и удерживать канал. Высшее руководство батальона «Айдар» не владело информацией по данному факту. Позже выяснилось, что якобы было письмо из окружной комиссии. Самое интересное, что на этом письме нет исходящего номера. Это письмо адресовано в военную часть, батальон «Айдар», хотя, если есть противоправные действия или их признаки, то любой орган обязан обращаться в правоохранительную систему – будь то прокуратура или милиция, но ни в коем случае не в военизированное подразделение, даже если это подразделение Вооруженных сил Украины. По факту данных действий были проведены переговоры с бойцами указанного подразделения, которое удерживало телеканал. В результате, ими было принято решение освободить телеканал, и недоразумение было снято», – объяснил господин Шведов.
«Телекритика» также пытается получить комментарий пресс-службы Минобороны по поводу участия батальона «Айдар» в инциденте с ТРК «Акцент».
***
По мнению главы Луганского областного отделения Комитета избирателей Украины и редактора сайта «Сегодня в Северодонецке» Алексея Светикова, попытка перезахвата ТРК была осуществлена с целью забрать перед выборами под свой контроль важный ресурс, который вещает на освобожденную территорию Луганской области.
«Два месяца, с тех пор Лисичанск освободили – с 26 июля, это никому не было нужно. ТРК не функционировала, у нее нет директора, печати, персонала… Эти два месяца там работал небольшой коллектив волонтеров, которые пытались что-то снимать и выпускать в эфир бесплатно. Сейчас же – время для предвыборной агитации, и ТРК стала кому-то остро нужна», – рассказал «Телекритике» господин Светиков.
Алексей Светиков подчеркнул, что возобновление работы ТРК «Акцент» остро необходимо для информирования аудитории на освобожденной от террористов части Луганщины: «Ведь сейчас там (в Лисичанске. – ТК) функционирует телевышка, которая может покрывать почти всю территорию освобожденной Луганской области. Другая телевышка находится в Луганске, но она контролируется, к сожалению, не Украиной. Поэтому именно ресурс (в том числе частотный. –ТК) ТРК “Акцент” в Лисичанске является очень важным. Уже давно следовало возобновить работу ТРК».
Ситуация с ТРК «Акцент» – характерный пример того, в каких условиях сейчас осуществляется телевизионное и радиовещание в зоне антитеррористической операции. Телерадиокомпании переходят «из рук в руки» – от владельцев к сепаратистам, от сепаратистов к силам АТО и волонтерам, а затем владельцы заявляют о своих правах и пытаются вернуть СМИ под свой контроль, используя при этом вооруженных лиц… Смогут ли правоохранительные органы разобраться, кто прав, привлечь виновных к ответственности и дать возможность вещателям восстановить работу – пока выглядит сомнительно.
Фото предоставлены Александром Кобзарем
«Вибори та ЗМІ»